О Владиславе Суркове, движении «Наши» и академике Андрее Сахарове

Сh?re Madame, обращаюсь к Вам с нижайшей просьбой, исходя из нашей давней дружбы: не были бы Вы столь великодушны, чтобы передать сии скромные строки Monsieur Surkov? У меня нет оснований думать, что Вы видитесь сколько-нибудь часто, тем более распиваете с ним чаи, но Вы, конечно же, знакомы.

***

Вы, Monsieur, неоднократно и не без гордости заявляли о том, что организация с говорящим названием «Наши» является Вашим детищем. Название, позвольте добавить, не только говорящее. Название, по сути, предполагающее противостояние, если не сказать — вражду. Ведь если есть «наши», то обязательно предположение, что есть и не наши (или «ненаши»), следовательно, нам, нашим, противостоящие, чужие, а расстояние от чужого до врага ничтожно. Отдавая должное Вашему уму и Вашей эрудиции, невозможно предположить, что Вы, дав своим юным поспешникам это название, не понимали того, о чем я пишу. Согласитесь, что это в принципе работает не на единение, а на раскол, что особенно верно в таком, говоря сдержанно, неоднородном обществе, каким является сегодня общество российское.

Это я адресую Вам в качестве предпосылки — не более.

Кто этот Сахаров?

А теперь предлагаю Вам присмотреться к тому, каков состав «Наших» — не количественный (хотя это не безразлично), а качественный. Каков их уровень развития, каково их мировоззрение, чем дышат они.

Совсем недавно я имел возможность ознакомиться с материалом в интернете

Речь идет о митинге, состоявшемся 16 апреля сего года. Митинг этот прошел в Москве на проспекте Сахарова, и в нем принимали участие юные «нашисты», приехавшие, как было объявлено, со всей страны. И вот, представьте себе, mon chre Monsieur, что к этим молодым людям подходит человек и говорит: вы собираетесь сегодня на митинг, посвященный борьбе с коррупцией, идете на проспект Сахарова. Скажите, а кто такой Сахаров? Чем прославился он? Почему проспект назван его именем?

Вы не поверите, уважаемый Vladislav Yuryevitch, но не было ни одного человека, повторяю, ни одного человека среди них, кто смог ответить на этот вопрос. Я сразу отметаю очевидное возражение, что это, мол, монтаж, что не стали показывать тех, кто знал. Присмотритесь к этому материалу: в нем нет и намека на подвох, на злонамеренный монтаж. Эти розовощекие подростки и в самом деле представления не имеют о том, кто такой Андрей Дмитриевич Сахаров, человек (полагаю, Вы не станете отрицать), сыгравший важную роль в истории России.

Это говорит о многом.

В частности, это говорит о качестве школьного образования в России, точнее, о содержании программы по изучению истории страны. По-видимому, в ней Сахарова нет. Либо он в лучшем случае упоминается вскользь.

Это говорит и о содержании российских средств массовой информации, в первую очередь телевидения и прежде всего так называемых федеральных каналов. Как Вы полагаете, кто сыграл большую роль для развития демократии, гражданского общества в России — Алла Пугачева или Андрей Сахаров? Заметьте, я не только не являюсь противником Аллы Борисовны, я поклонник ее таланта. Совсем недавно все российское телевидение широко освещало день ее рождения — не юбилей, а 62-летие. Позвольте спросить: Вы когда-нибудь видели телевизионную передачу хотя бы на одном из федеральных каналов, посвященную дню рождения Сахарова? Напомню Вам, что он родился 21 мая 1921 года, так что совсем скоро исполнится 90 лет со дня его рождения. Я что-то сомневаюсь, будто российское телевидение посвятит этому событию какое-либо внимание, если только Вы не сочтете нужным «посоветовать» руководителям каналов обратить на это внимание. Я смею утверждать, что, не будь Сахарова, ни Вы, ни многие другие высокопоставленные российские чиновники не занимали бы того положения, какое Вы и они ныне занимают.

Будет ли преувеличением сказать, что в России имя Сахарова предано забвению? Прошу прощения за риторический вопрос, но, как мне кажется, он здесь уместен.

При таком положении дел нет ничего удивительного в том, что молодые люди, родившиеся и выросшие после 1989 года, года смерти Андрея Дмитриевича, не знают о нем ровно ничего.

Я смею утверждать, что, не будь Сахарова, ни Вы, ни многие другие высокопоставленные российские чиновники не занимали бы того положения, какое Вы и они ныне занимают


«Наши» — ваши?

Но кто же такие «Наши»? Что по Вашему замыслу должно их объединять? Любовь к своей стране? Чувство гражданственности? Или же Вы рассматриваете их как неких новоявленных комсомольцев, для которых главное преданность идеям партии и правительства?

Много лет тому назад мне довелось встретиться с одной пятилетней девочкой, которая ходила в типичный советский детский сад. Я очень люблю разговаривать с детьми, ведь ум от возраста не зависит, чего нельзя сказать об искренности и непосредственности.

— Кого ты любишь больше всего на свете? — спросил я ее.

— Ленина, — ответила она, совершенно огорошив меня.

— Ты знакома с ним? — спросил я.

— Нет.

— А как ты можешь любить человека, которого ты не знаешь?

Девочка задумалась, а потом заплакала.

Как может человек любить свою страну, если он ее не знает? Если ему неизвестны те, которые делали ее историю?

Как может человек быть гражданином, если ему неизвестны ярчайшие примеры гражданственности его предшественников?

Вера — могучая сила. Но только в том случае, когда она основана на знаниях. Если же это не так… Вспомним уже упомянутых мной комсомольцев. Поначалу, одержимые верой, они творили чудеса. Но по мере того, как реальность вступала в противоречие с верой, их постигало не только разочарование — начался процесс перерождения. В конце концов комсомол стал ими рассматриваться как трамплин, как необходимый шаг к карьере, и вместо веры возникли и безразличие, и цинизм.

Если «Наши» и в самом деле Ваши, то следовало бы, как мне кажется, внимательно присмотреться к своему детищу. Вы человек начитанный, так что знакомы с романом Мэри Шелли «Франкенштейн, или Новый Прометей». Для менее эрудированных напомню: это рассказ о том, как ученый Виктор Франкенштейн создал чудовище, которое вначале преданно ему, а потом, возненавидев его, разрушает его жизнь и само погибает. Параллель, как и всякая параллель, лишь относительная, но все же…

***

Chre Madame, вновь прошу у Вас прощения, что мое письмо адресовано не Вам. Впрочем, тешу себя надеждой, что оно покажется Вам не лишенным интереса.

Засим остаюсь Вашим преданным слугой,

Voltaire

Вольтер: под таким псевдонимом Владимир Владимирович Познер анонимно более года (2011-2012 гг) публиковал свой взгляд в «The New Times» на российскую политику.